Воскресенье, 05.05.2024, 04:34
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Макаровой Ольги Борисовны

Категории раздела
Мои статьи [3]
мои книги [5]
опубликованные учебные пособия, монографии, учебные программы
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 73
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕГРАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БАКАЛАВРА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
введение в учебный процесс общеобразовательных учебных заведений предпрофильных и профильных интегрированных элективных курсов, которые помогут и в профессиональном самоопределении и в дальнейшем обучении в профессиональных учебных заведениях. Например, для успешной учебы в медицинских училищах и вузах поможет освоение такого электива как «Биология с основами медицинских знаний», «Экология человека», «За здоровый образ жизни», «Красота и здоровье» и т.д.. А для выбора и учебы в сельскохозяйственных учебных заведений – «Основы ветеринарии», «Основы агрономии», «Биоагроэкология», «Домашние животные», «Этология с основами зоопсихологии» и т.д. В выборе профессии воспитателя и учителя помогут курсы психолого-педагогической направленности «Основы психологии», «Поведение животных и человека», «Возрастная физиология» и т.п. Данные элективные курсы разработаны преподавателями, аспирантами и дипломниками кафедры зоологии и методики обучения биологии НГПУ. Обучение по данным курсам успешно ведется в школах и гимназиях г. Новосибирска и Новосибирской области. В учебные планы специалитета и бакалавриата ИЕСЭН включен курс по выбору «Профильное биологическое образование» [5]. На этом спецкурсе старшекурсники изучают цели, задачи, особенности содержания профильного биологического обучения, осознают специфику форм организации учебной деятельности учащихся, методов проведения занятий по предпрофильной и профильной подготовке школьников, овладеют системой знаний, умений по проектированию и созданию учебно-методических комплексов элективных курсов, в том числе и интегрированных. Обзор всех вариантов курса "Естествознание” показывает, что интеграцию очень трудно ограничить рамками естествознания (обобщающие темы выходят за пределы наук о природе, например, социокультурные темы, а некоторые темы остаются монодисциплинарными), ясно, что есть темы, не поддающиеся интеграции. Может быть, целесообразнее составить несколько вариантов интегрированных предметов под разными названиями? Рассмотренные интегрированные курсы подтверждают утверждения С.В. Мейена о том, что на современном этапе развития биологии, ее интеграция с общественными и другими естественными дисциплинами представляется весьма проблематичной. Но все же, в некоторых учебных заведениях «Естествознание» уже ведется, а потому студенты должны быть готовы на педагогической практике и в своей будущей педагогической деятельности работать с интегрированным содержанием. В Новосибирском государственном педагогическом университете на кафедре зоологии и методики обучения биологии, разработана система подготовки студентов на базе интегрированного подхода. Осваивая дисциплину «Теория и методика обучения биологии» студенты изучают процесс обучения и воспитания учащихся биологии на основе системного, личностно-деятельностного, ценностного, интегративно-модульного подходов в рамках самой первой темы программы «Методология биологического образования». А в теме «Методика обучения биологии как педагогическая наука» рассматривают особенности современного естественнонаучного образования». Кроме лекционного курса проблемы интегрированного содержания изучаются и на лабораторно-практических занятиях «Методика интегрированного урока», а специфику интегрированного вводного курса «Естествознание» (1-4 классы), и интегрированных обобщающих естественнонаучных курсов (10-11классы) на лабораторно-практическом занятии «Методика обучения естествознанию». Кроме основной дисциплины мы предлагаем студентам спецкурс «Профильное биологическое образование», изучая который они осваивают цели, задачи, особенности содержания профильного биологического образования, осознают специфику форм организации учебной деятельности учащихся, методы проведения занятий по предпрофильной и профильной подготовке школьников, овладеют системой знаний, умений по проектированию и созданию учебно-методического комплекса проведения элективных курсов, в том числе и интегрированных. Идеи интеграции на современном уровне можно реализовать через интегрированные предпрофильные и профильные курсы. На нашем спецкурсе пятикурсники самостоятельно проектируют учебные программы по профильному или предпрофильному элективному курсам. В качестве примера используют пособие «Элективные курсы. Биология, химия, география. 9-11 классы» под общей редакцией автора статьи. В данном пособии в помощь разработчикам программ предлагается алгоритм проектирования учебных программ элективных курсов, а также апробированные в профильных классах учебные программы. Выходя на педагогическую практику, студенты предлагают такие программы учителям, которые разрешают практикантам самостоятельно реализовывать элективы. Так, например, в школах города Новосибирска студенты-практиканты ведут разные интегрированные курсы. В элективе «Этология с основами зоопсихологии», успешно реализована интеграция общезоологических, этологических, зоопсихологических понятий, а в «Экологии человека» интегрированы знания о системной организации действительности, о единстве живой и неживой природы. Интеграция медицинских, экологических и социальных понятий реализована в курсе «За здоровый образ жизни». Целью курса «Космическая биология» является изучение особенностей функционирования организма человека в условиях невесомости. Предмет «Медико-биологические основы генетики человека» дает представление о роли и месте генетики в системе общемедицинских наук и т.д. Интегрированный предмет «Биология с основами медицинских знаний» ведется несколько лет в гимназии с химико-биологитческим профилем. Программа этого элективного курса предназначена для одиннадцатиклассников, поступающих в профессиональные медицинские учреждения. Изучение курса основывается на знаниях, полученных учащимися при изучении биологических дисциплин младших и средних классов общеобразовательной школы, а также знаниях приобретенных на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии. Для повышения уровня полученных знаний, а также для приобретения практических навыков оказания первой медицинской помощи программой предусматривается выполнение ряда лабораторных работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности. Элективные курсы студенты оформляют в электронном виде, или как презентации к каждому занятию, согласно тематическому плану авторской программы. За несколько лет, что ведется этот спецкурс, нами накоплен банк таких электронно-дидактиических материалов. На педагогической или преддипломной практике студенты практически реализуют свои программы. Мы убеждены, что данный спецкурс необходим в системе высшего педагогического образования. Резюмируя, вышесказанное отметим, что прежде чем студент выйдет на педагогическую практику в профильную школу, он на 3-4 курсе изучает научно-практические основы интегрированного обучения в рамках учебной дисциплины «Теория и методика обучения биологии». В начале пятого курса – курс по выбору «Профильное биологическое образование», на котором практически реализуют полученные знания и разрабатывают собственные интегрированные курсы. Таким образом, студенты учатся находить методические возможности для реализации интегрированного подхода в практической работе учителя естествознания. Сегодня предстоит серьезная работа по разработке системы формирования интегративной компетентности у бакалавров естественнонаучного образования. Как за 4 года обучения сформировать у выпускника такую профессиональную компетентность как «способность реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях», зафиксированную в ФГОС ВПО по педагогическому образованию. Нами разработана программа спецкурса «Интегративный подход к изучению естественнонаучных дисциплин в школе» для студентов 4 курса. На этом спецкурсе планируется изучение теоретико-методологических основ интеграции естественнонаучных дисциплин, уровней и форм интеграции. Интенсивное развитие новой профессиональной школы выдвигает
задачу внедрения в практику учебных заведений эффектив­ных технологий обучения, позволяющих перейти от информационно-
рецептурного усвоения теоретических знаний, узкоспециализированного формирования умений и навыков к обобщенному знанию о предметах, средствах, содержании, организации педагогического труда, от частных методик к комплексным методикам обучения [2,с.127]. Наиболее выраженными прогностическими функциями при моде­лировании педагогических систем обладают модели интеграционных про­цессов, протекающих во всех подсистемах педагогического образования. Необходимо дальнейшее исследование процессов интеграции, интенси­фикации, унификации различных форм и методов обучения, классифика­ция которых может быть построена на сущности и взаимосвязи учебно-познавательной и предметно-практической профессиональной деятельности. Следовательно, нужно и дальше разрабатывать и совершенствовать систему формирования интегративной компетентности будущих учителей биологии, химии, естествознания. 1. Беляева А.П. Интегративная теория и практика многоуровневого непрерывного профессионального образования. – СПб.: Ин-т профтехобразования РАО,2002. – 240с. 2. Беляева А.П. Методология и теория профессиональной педагогики. – СПб.: Ин-т профтехобразования РАО,1999. – 480с. 3. Берулава М.Н. Интеграция содержания общего и профессионального образования в профтехучилищах. – Томск, 1988. – 222с. 4. Урсул А.Д. Философия и интегративно-общественные процессы. – М.: Наука, 1981. 5. Элективные курсы. Биология, химия, география 9-11классы. /Под общей редакцией Макаровой О.Б.- Новосибирск.: НГПУ,2007 – 108с.
Категория: Мои статьи | Добавил: ufkeirbys (17.05.2010)
Просмотров: 2164 | Рейтинг: 4.7/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz