Воскресенье, 05.05.2024, 12:03
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Макаровой Ольги Борисовны

Категории раздела
Мои статьи [3]
мои книги [5]
опубликованные учебные пособия, монографии, учебные программы
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 73
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Формирование компетенции владения современными информационными технологиями будущих учителей- биологов
Формирование компетенции владения современными информационными технологиями будущих учителей- биологов
 Макарова О.Б. Иашвили М.В.
 
Согласно Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) Выпускник по направлению подготовки 050000.62 Педагогическое образование с квалификацией (степенью) «бакалавр» должен обладать общекультурными компетенциями в области информационных технологий: – иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией; – быть способным работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; и профессиональными компетенциями: – быть готовым применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения; – быть способным осуществлять представление результатов исследовательской деятельности, в том числе используя информационные технологии. В НГПУ ИЕСЭН накоплен обширный материал по формированию информационных компетенций у студентов. На протяжении многих лет в учебные планы включены такие предметы как «Технические средства обучения» и «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе». Учебные программы данных курсов составлены с учетом преемственности, что исключает дублирование содержания. Дисциплина «Технические средства обучения» решает следующие задачи: – сформировать у студентов понятийный аппарат по техническим средствам обучения; – закрепить знания об основных закономерностях и психофизиологических основах переработки информации человеком; – раскрыть специфику аудиовизуальной информации и форм ее предъявления; – ознакомить студентов с принципами устройства и действия, современных ТСО, используемых в общеобразовательных учебных заведениях; – сформировать у студентов практические умения и навыки обращения с типовой аппаратурой; – изучить правила обслуживания аудиовизуальных средств обучения, требования электро- и пожарной безопасности, инструкции по охране труда; – научить студентов создавать и использовать аудиовизуальные и мультимедийные учебные материалы. После изучения дисциплины студент должен уметь: обращаться с аппаратурой аудиовидеозаписи и проекционной техникой; работать с видеокамерой и видеомагнитофоном; записывать телевизионные программы с помощью видеомагнитофона по аудиовидео каналу; демонстрировать и перезаписывать видеоматериалы с помощью видеокамеры; компоновать титры и заставки при помощи компьютерных графических редакторов; записывать звук на аудиомагнитофон с микрофона, с другого магнитофона, видеомагнитофона, проигрывателя компакт-дисков, компьютера; хорошо владеть программой Microsoft PowerPoint (предложить идею, замысел пособия, подобрать исходный материал: изображения, тексты, видеофрагменты, музыку); выполнять необходимые действия по уходу за аппаратурой; демонстрировать слайды и фильмы с помощью медиапроектора. Программой «Технические средства обучения» предусмотрены как аудиторные занятия (лекции, семинары, лабораторно-практические), так и самостоятельная работа студентов. На лекциях рассматриваются основные теоретические вопросы по курсу, сложные для самостоятельного изучения; на семинарских занятиях более углубленно, расширено изучаются теоретические вопросы; на лабораторно-практических занятиях студенты овладевают умениями и навыками работы с ТСО. Программа позволяет выполнять курсовые и дипломные работы. После изучения курса студенты сдают зачет. Методологической основой данного курса служат: научные понятия о технике и технологии; достижения отечественной и мировой педагогики и психологии в вопросе материальных средств обучения; философские положения теории познания и деятельности; системный подход к определению содержания и построению структуры курса; принцип гуманизации и индивидуализации обучения. При изучении темы 1 «Аудиовизуальная информация» студентам необходимо ознакомиться с теоретическим материалом учебного пособия по данной теме и научится классифицировать технические средства обучения, знать принципу устройства и работы ТСО, источники и носители информации. Изучая тему 2 «Аудиовизуальная культура», студентам необходимо ознакомиться с теоретическим материалом учебного пособия по данной теме и усвоить следующие понятия: история аудиовизуальной культуры, концепции аудиовизуальной культуры, структура и функционирование аудиовизуальной культуры,. В теме 3 «Психофизиологические основы восприятия аудиовизуальной информации человеком» студентам необходимо ознакомиться с теоретическим материалом и усвоить общие сведения об ощущении и восприятии, виды ощущений, общие свойства ощущений, понятие о восприятии и его свойствах, функции анализаторов . При изучении темы 4 «Аудиовизуальные технологии» студентам необходимо ознакомиться с теоретическим материалом и усвоить следующие понятия: фотография и фотографирование; оптическая проекция (статическая и динами­ческая); звукозапись (аналоговая и цифровая); телевидение и видеозапись (аналоговая и цифровая); компьютеры и мультимедийные средства. Учебный предмет «Технические средства обучения» изучается на 4 семестре (2 курс), а на 4 курсе студенты изучают дисциплину «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе». В соответствии с современными тенденциями информатизации образования введение в высшее педагогическое образование данного курса является своевременным. Этот курс базируется на знаниях из курсов «Информатика», «Технические средства обучения». Он должен стать завершающим в цикле общепрофессиональных дисциплин, после изучения педагогики, психологии и методики обучения школьным предметам. Курс «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе» трактуется как междисциплинарный учебный предмет, в котором должны быть ярко выражены психолого-педагогические, предметно-методические и технологические составляющие. Все это определяет цели и задачи курса. Цель дисциплины - сформировать у будущих учителей систему знаний, умений и навыков в области использования информационных и коммуникационных техно­логий в общем образовании. Задачи дисциплины: - раскрыть взаимосвязи дидактических, психолого-педагогических и методических основ применения компьютерных технологий для решения задач образования; - научить использовать и применять средства ИКТ в профессиональной деятельности специалиста, работающего в системе общего и профильного образования; - ознакомить с современными приемами и методами использования средств ИКТ при проведении разных видов учебных занятий, реализуемых в учебной и внеучебной деятельности. Структура данного курса состоит из инвариантной и вариативной составляющих. Инвариантная часть формируется на основе изучения отработанных и доказавших свою дидактическую эффективность и состоятельность, понятий, методов и средств педагогики, психологии, компьютерных наук и технологий, достижений общих и частных методик и их взаимосвязи. Вариативная часть направлена на изучение перспективных достижений в области использования информационных и компьютерных технологий в методике обучения биологии и имеет ярко выраженную методическую направленность, отражающую специфику школьного учебного предмета. Такая структура позволит гибко реагировать на все возможные изменения, как в области технологического обеспечения, так и методических нововведений в условиях модернизации школьного образования. Преобладающим в данном курсе является изучение принципов построения, методов и способов применения информационных и компьютерных технологий в сфере образования. На изучение дисциплины планируется 36 часов лекционных и лабораторных занятий. На самостоятельную работу студентов отводиться 36 часов, по результатам которой представляются фрагменты электронного учебника, либо ЭДМ по теме школьной биологии. Итоговый контроль осуществляется в виде зачета. Возможно написание курсовых работ. В содержание темы « Информатизация образования» включены такие вопросы как информатизация общества как социальный процесс и его основные характеристики; гуманитарные и технологические аспекты информатизации; влияние информатизации на сферу образования; изменение механизмов функционирования и реализации системы общего среднего образования в условиях информатизации. Понятие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Эволюция информационных и коммуникационных технологий. Дидактические свойства и функции информационных и коммуникационных технологий. Формирование информационной культуры как цель обучения, воспитания и развития учащихся. Образовательные задачи внедрения ИКТ в учебный процесс. Развивающие задачи внедрения ИКТ в учебный процесс. Воспитательные задачи внедрения ИКТ в учебный процесс. В теме «Информационные и коммуникационные технологии в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей в обучении» изучаются: влияние ИКТ на педагогические технологии; методы построения информационно-деятельностных моделей в обучении; компьютерные технологии, реализующие способы доступа, поиска, отбора и структурирования информации из электронных баз данных информационно-справочного и энциклопедического значения; компьютерные технологии, использующие различные уровни интерактивного доступа к учебной информации и управления траекторией обучения; электронные средства учебного назначения; методические цели использования электронных средств учебного назначения; решение дидактических и методических задач с помощью электронных средств учебного назначения; электронные материалы учебного назначения и инструментальные средства их разработки; методика использования электронных учебных материалов. При изучении темы Информационные и коммуникационные технологии в активизации познавательной деятельности учащихся студенты учатся использовать мультимедиа и коммуникационных технологий как средства реализации активных методов обучения; организовывать телеконференции и проекты образовательного и учебного назначения. В рамках темы «Информационные и коммуникационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся» рассматривается теория и практика создания тестов для системы образования; компьютерные технологии, реализующие диагностические процедуры; педагогическая информационная система мониторинга качества образования; методы сортировки и классификации данных опроса и мониторинга. В теме «Экспертиза электронных средств обучения» студенты изучают вопросы оценки и сертификации электронных дидактических средств. А также критерии оценки дидактических, эргономических, психолого-педагогических, технологических качеств электронных средств учебного назначения; экспертные и аналитические методы оценки электронных средств учебного назначения. В теме « Информационные и коммуникационные технологии в школьной биологии» изучаются методы оценки дидактической целесообразности и эффективности применения ИКТ в обучении; принципы сочетания традиционных и компьютерно-ориентированных методических подходов к изучению учебного предмета «Биология»; педагогические программные средства как способ решения дидактических и методических задач обучения. В результате изучения дисциплины «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе» студент должен: – знать приемы и методы использования средств ИКТ в различных видах и формах учебной деятельности; – уметь использовать средства ИКТ в своей профессиональной деятельности; – владеть методикой использования ИКТ в предметной области; – обладать навыками разработки педагогических технологий, основанных на применении ИКТ; – иметь представление о возможностях практической реализации личностно-ориентированного обучения в условиях использования мультимедиа технологий, систем искусственного интеллекта, информационных систем, функционирующих на базе компьютерных технологий, обеспечивающих автоматизацию ввода, накопления, обработки, передачи, оперативного управления информацией; – уметь использовать телекоммуникационные технологии в образовательных целях. Таким образом, выпускник нашего института знает и умеет использовать современные информационные технологии в профессиональной деятельности, а именно способен искать информацию (тексты, изображения, источники), систематизировать ее (базы данных, редактирование, электронные таблицы) и проектировать вебстраницы, конференции, презентации. В новом учебном плане мы не отказались от данных предметов, но только оба предмета изучаются на 3 курсе друг за другом и немного подкорректировано название «Информационные и коммуникационные технологии в естественнонаучном образовании», в соответствии с ФГОС ВПО 2009г.
Категория: Мои статьи | Добавил: ufkeirbys (12.05.2010)
Просмотров: 4600 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 1
1 paytightihos  
hi

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz