Воскресенье, 05.05.2024, 09:55
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Макаровой Ольги Борисовны

Категории раздела
Мои статьи [3]
мои книги [5]
опубликованные учебные пособия, монографии, учебные программы
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 73
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Подготовка учителей биологов к профильному биологическому образованию
Одной из актуальных проблем высшей школы является подготовка будущих специалистов к осуществлению профильного обучения учащихся, в том числе и при изучении естественнонаучных дисциплин. Эффективность профессиональной подготовки будущих учителей-биологов возможна при условии, что студенты будут ознакомлены с целями, задачами, особенностями содержания профильного биологического обучения, осознают специфику форм организации учебной деятельности учащихся, методов проведения занятий по предпрофильной и профильной подготовке школьников, овладеют системой знаний, умений по проектированию и созданию учебно-методического комплекса проведения элективных курсов. Исходя из выше изложенного, определена актуальность и практическая направленность спецкурса «Профильное биологическое образование» для студентов 5 курса, его цели, задачи, содержание, формы организации учебной деятельности студентов и оценивание результатов их работы. Целью предлагаемого спецкурса является подготовка студентов к осуществлению профильного биологического образования в условиях современной школы. В процессе обучения спецкурсу решаются следующие задачи: совершенствовать знания студентов по проблемам профильного обучения; ознакомить студентов с содержанием профильного биологического образования; сформировать первичные умения студентов по проектированию, оцениванию образовательного процесса в условиях профильного обучения. В ходе данного спецкурса предполагается проведение лекций, семинаров, практических занятий. Особое внимание уделяется организации и содержанию самостоятельной работы студентов (работа с нормативными документами, научными источниками специальной, психолого-педагогической и методической литературы, учебно-методическими материалами по проблемам биологического образования в школе). Текущий контроль предполагается осуществлять по результатам самостоятельной работы студентов, итоговый – сдача зачета. Объем спецкурса – 18 часов, объем самостоятельной работы – 18 часов. Авторами статьи разработано содержание спецкурса. В первой теме раскрываются цели, задачи, особенности содержания профильного обучения, содержание профильного биологического образования школьников в условиях современной школы . В теме «Предпрофильная подготовка учащихся» студенты изучают механизм перехода обычной школы в режим профильного обучения. Особенности содержание базовых, профильных и элективных курсов. Как основную форму предпрофильной и профильной подготовки учащихся -элективные курсы. Задачи, функции, принципы, типы элективных курсов. Элективные курсы в системе профильного биологического обучения. Требования к тематике, характеристику различных типов элективных курсов предпрофильного и профильного биологического образования в школе. В теме «Методика проведения занятий в системе профильного биологического обучения учащихся» изучаются две подтемы. Первая – «Формы организации учебной деятельности учащихся в классах естественнонаучного профиля: лекции, семинары, лабораторно-практические занятия, школьные научно-практические конференции, предметные олимпиады». Вторая – «Специфика методов и средств обучения». Приоритет исследовательских методов в системе профильного биологического обучения, дифференцированный подход к определению исследовательских методов в системе профильного обучения. В последней теме спецкурса «Проектирование, оценивание образовательного процесса в условиях профильного обучения» студенты разрабатывают один из элементов учебно-методического комплекса - учебную программу предпрофильной или профильной подготовки учащихся. Составляют тематический план учебных занятий; подготавливают дополнительные обучающие материалы для учащихся; разрабатывают методические рекомендации по проведению занятий, задания для самостоятельной работы учащихся. А также составляют аннотированной список литературы. На нашем спецкурсе пятикурсники самостоятельно проектируют учебные программы по профильному или предпрофильному элективному курсам. В качестве примера используют пособие «Элективные курсы. Биология, химия, география. 9-11 классы» под общей редакцией Макаровой О.Б. В данном пособии в помощь разработчикам программ предлагается алгоритм проектирования учебных программ элективных курсов, а также апробированные в профильных классах учебные программы. Алгоритм состоит из описания пояснительной записки, в которую входят аннотация, место курса в образовательном процессе, цели и задачи курса; раздел содержания элективных курсов, определяет содержание теоретических и практических занятий, самостоятельную работу школьников; методические рекомендации по реализации образовательных программ должны описывать методы и формы организации обучения; ожидаемый результат обучения описывается в диагностики успешности освоения учебных программ. Авторами этих программ являются ведущие преподаватели высшей школы Института естественных и социально-экономических наук НГПУ. Элективы студенты оформляют в электронном виде, или как презентации к каждому занятию, согласно тематическому плану авторской программы. За несколько лет, что ведется этот спецкурс, нами накоплен банк таких электронно-дидактиических материалов. На педагогической или преддипломной практике студенты практически реализуют свои программы. Мы убеждены, что данный спецкурс необходим в системе высшего педагогического образования и рекомендуем проводить такой курс всем коллегам методистам.
Категория: Мои статьи | Добавил: ufkeirbys (17.05.2010)
Просмотров: 1287 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz